70 лет Великой Победы!
Русский
English
Deutsch

Энциклопедия

География

Free counters!

Operation Flashpoint: 1985 Cold War Crisis Обзор от Old Nick

Operation Flashpoint: 1985 Cold War Crisis Обзор от Old Nick (фото)Краткое описание:
  • Жанр: Глобальный Военный Симулятор
  • Разработчик: Bohemia Interactive Studio
  • Издатель: Codemasters
  • Локализация: Бука
  • Системные требования
  • Минимум: Pentium-II 400, RAM 64 Mb
  • Рекомендуется: Pentium-III 600, RAM 256 Mb, 32 Mb 3D accelerator
  • Поддержка multiplayer: LAN, Internet

Садясь за написание данной статьи, с трудом пытаюсь скрыть волнение, привожу мысли в порядок, стараясь отсеять весь мусор и лишние, совершенно ненужные эпитеты, оставив только минимум необходимой информации.

Боюсь, что сделать совершенно сухой и непредвзятый обзор никак не получится - ибо, увидев ЭТО ещё в стадии демо-версии, я понял, что сбылись, наконец, мечты всех стратегов и тактиков виртуальных полей сражений, солдат и командиров различных родов войск - от снайпера-одиночки, забрасываемого в глубокий тыл, до командира вертолётной эскадрильи, атакующего колонну вражеской бронетехники. В общем, на обычном компакте мы получили, наконец, тот продукт, который полностью соответствует определению: "Моя Маленькая Война".

Фирма Bohemia Interactive прописана в Чехии - стране, бывшей когда-то в составе Варшавского Договора, а теперь неистово стремящейся в НАТО - поэтому неудивительно, что в игре красной нитью проходит идея противостояния двух огромных военных блоков СССР и США. Действие, как видно из названия, происходит в 1985 году, сразу после начала перестройки в нашей стране и объявленного Горбачёвым курса на политическое обновление.

В целях сохранения политкорректности, злодеями в игре названы не вся Советская Армия в полном составе, а лишь горстка отщепенцев, недовольных реформами и желающих восстановить прежний режим. Командует ими генерал Губа - колоритнейший персонаж, стопроцентный классический злодей со всеми вытекающими последствиями - захватом нескольких чешских островов, развёртыванием на них большой военной группировки, имеющей в своём составе даже тактическое ядерное оружие. Ну а дальше, как обычно - шантаж генералом своего начальства, злые русские оккупанты, бедное мирное население, героические партизаны, ведущие освободительную борьбу и, как всегда, доблестное НАТО, случайно, оказавшееся поблизости, и решившее бескорыстно помочь всем обиженным и оскорблённым.

Собственно, сюжет основной кампании игры тривиален - мы (Американцы) хорошие, они (Русские) - плохие, и, поэтому, должны быть немедленно уничтожены во имя победы демократии на отдельно взятых островах (кстати, первый же официальный аддон от разработчиков называется Red Hammer и позволяет принять участие в кризисе 1985 года уже на стороне советских войск в лице контуженного на всю голову спецназовца Дмитрия Лукина).

Необходимо заметить, что с момента релиза Operation Flashpoint, количество новых компаний, миссий, дополнений и модификаций, появившихся, или заявленных в разработку, перевалило трёхзначную отметку и продолжает увеличиваться в геометрической прогрессии. Основная причина - простой, удобный редактор и совершенно уникальный движок игры.

Благодаря стараниям чешских разработчиков, OFP позволяет вести боевые действия на пространствах во многие десятки километров (как-то, заблудившись в одной из миссий, я был вынужден курсировать на армейском грузовике по населённым пунктам, и, читая на табличках их названия, по карте вычислять своё местонахождение); в любой миссии можно использовать любое оружие и управлять любым транспортным средством. Не нравится выданная тебе M16 - добывай трофейный АК-74 с подствольником, или, отраду всех кемперов, СВД. Есть, кроме того, ручные и станковые пулемёты, помповые ружья, которыми поголовно вооружено "мирное население", ручные гранатомёты (лёгкие - для бронетранспортёров, тяжёлые - для борьбы с танками), автоматические гранатомёты, противовоздушные "Стингеры" и "Стрелы", есть даже мобильная пусковая установка СКАД - так что, при желании, можно нажать пресловутую "красную кнопку". Ну, а уж такие "приятные мелочи", как ручные гранаты, ранцевые заряды, мины и прочее, делают ваш арсенал максимально приближенным к амуниции настоящего рейнджера.

Кстати, о реалистичности - в OFP, как и в жизни, вам не дадут навешать на себя груду всевозможного вооружения, придётся выбирать - или взять, например, снайперскую винтовку, боеприпасы к ней, гранатомёт и три выстрела к нему; или же, довольствоваться одним ручным пулемётом - но, зато, с несколькими сотнями патронов к нему. Если говорить о самой стрельбе, то скажу лишь, что только в OFP я узнал, чем стрельба по неподвижной мишени отличается от стрельбы по движущейся, и, что такое упреждение. Что при стрельбе из винтовки на расстояние свыше 400 метров, надо брать выше, а узнать само расстояние до цели можно по дальномеру, встроенному в прицел (человек, стрелявший из настоящей СВД, поснайперив часок в OFP, заплакал от счастья, пошёл домой и убил на своём компьютере все "Анрилы" и "Коунтер-Страйки", как не соответствующие действительности). Поражает оружие так же, как в жизни - с двух, максимум с трёх попаданий. "Словив" пулю, начинаешь медленней передвигаться, сильнее дрожит рука, мешая прицелиться, а при тяжёлых ранениях, попытавшись встать на ноги, со стоном валишься обратно на землю. Такие понятия, как "броня" и "здоровье" отсутствуют в принципе - хорошо, если в твоём взводе есть медик, ещё лучше, если его ещё не успели подстрелить; тогда можешь подползти к нему и запросить помощь (сколько раз, по закону подлости, медбрат погибал первым, сражённый шальной пулей).

В основном, миссии в OFP носят, так сказать, мотострелковую направленность - соответственно, техника в большинстве, наземная: наши УАЗы и американские "Хаммеры", грузовики для перевозки личного состава, передвижные ремонтные станции, гражданские трактора и, даже, легковые машины. Бронетехника представлена американскими бронетранспортёрами М113, нашими БМП, БРДМ; подразделения ПВО вооружены американскими "Вулканами" и нашими "Шилками"; танков, тяжёлых и средних - по три вида с каждой стороны. У ВВС есть вертолёты разведки, сопровождения и, перевозящие личный состав (знаменитые двухмоторные "летающие гробы" "Чинуки"); штурмовики (с нашей стороны это Су-25 "Грач"); и, даже, лёгкая одномоторная "Цессна", служащая для заброски в тыл диверсионных подразделений (есть в OFP и такие). На море, для передвижения личного состава, применяются лёгкие катера и бронетранспортёры, также, умеющие плавать. Есть ещё большие десантные корабли, на которых, собственно войска СССР и НАТО и прибывают на острова; но никакой полезной функции, кроме нахождения на рейде в виде красивых декораций, они не несут (хотя, правда, в одной из миссий американский "Посейдон" был пущен ко дну двумя нашими штурмовиками - великолепное зрелище!).

Одна из главных особенностей Operation Flashpoint, кроме вышеупомянутых, это потрясающий реализм всей картины боевых действий. С самой первой миссии нас сразу же кидают в мясорубку войны, предоставляя разбираться, что к чему, прямо на ходу. Вот, едва прибыв на остров, вы, ещё необстрелянный новобранец, летите на первое задание. На борту вертолёта, командир взвода даёт последние наставления личному составу, прибавляя от себя, что это не учения и стреляют здесь по-настоящему. Солдаты, такие же новички, беспечны, они перебрасываются шутками, подтрунивают друг над другом; кто-то, поопытнее, проверяет оружие и амуницию. Вертолёт садится на пляже, все выгружаются и наш взвод "Альфа", выстроившись в цепочку, выдвигается к холмам на севере. Метрах в ста виден ещё один приземляющийся геликоптер - это взвод "Чарли", вместе с которым мы должны выбить русских из деревни Хоудан. Поднявшись на очередной холм, наблюдаем саму деревню - несколько домов, церковь, часы на башне. Видны, также, несколько бронетранспортёров и грузовиков русских. Командир указывает направление атаки, приказывает перейти в боевую позицию. Начинаем бежать - слышно, как звякает оружие, скрепит песок под ногами, постепенно дыхание становится тяжёлым, сбивается с ритма. Оживает рация - раздаются команды, указываются ориентиры для стрельбы, поступают доклады подчинённых.

Неожиданно близко, чуть правее, слышится какой-то противный сухой треск. Прихожу в себя, лишь, когда вижу, что товарищ слева (который больше всех острил в вертолёте) вскрикивает и, нелепо взмахнув руками, валится на землю, а пули взвиваются фонтанчиками уже у самых моих ног. Падаю, как подкошенный - к чёрту героизм! - и, по-пластунски, вжимаясь в землю, потихоньку отползаю в сторону спасительных кустов. Оттуда, набравшись смелости, выглядываю наружу. Оказывается, увлечённые главной целью, мы не заметили вражеский патруль на дороге, ведущей в деревню. И сейчас, двое солдат, укрывшись за придорожным камнем, неторопливо расстреливают мой взвод из ПК. Даю длинную очередь в их сторону, и, к счастью, вовремя, успеваю отползти назад, так как основное внимание тут же переключается на мою скромную персону. Дьявол, пули кладут так плотно, что невозможно голову поднять! Вдруг раздаётся глухой хлопок, стрельба резко прекращается. Выползаю на дорогу и, сквозь рассеивающийся дым, вижу два тела, лежащие ничком за камнем - очевидно, кто-то из наших, или из "Чарли", успел-таки подползти к ним на расстояние броска гранаты...

Встаю, осматриваюсь - так и есть, одна штанина в крови - всё-таки задели. Нахожу нашего санитара - он лежит у обочины, неестественно подвернув одну ногу, глаза неподвижно устремлены в небо. Выходит, мне сегодня повезло больше. В это время солнце, наконец, поднимается над горизонтом, целиком освещая картину битвы. Вся деревня окутана дымом, слышны глухие разрывы и очереди из крупнокалиберного оружия. Потом, к этим звукам примешивается шум вертолётных винтов, и мы видим, как два "Апача" заходят на второй круг, превращая бронетехнику врага в дымящиеся обломки. Путь для нашей инфантерии открыт. Противник, очевидно, деморализован и подавлен, так как особого сопротивления у деревни мы не встречаем. Единственное, что явилось неожиданностью, это вражеская "Шилка", зенитный танк, притаившийся между домов - лишь расторопность гранатомётчиков взвода "Браво" спасла наши "Апачи" от неминуемого уничтожения.

Два взвода - "Альфа" и "Браво" встретились на центральной площади Хоудана. Вокруг дымилась разбитая и искорёженная вражеская техника, валялись вперемешку тела своих и чужих солдат. Командир приказал построиться, перевязать раны и выдвигаться на юг, где в условленном месте взвод должен был подобрать вертолёт...

P.S. Я ни слова не упомянул про сетевую игру, кроме того, что она есть. А ведь во всём мире уже полгода, как кипят виртуальные сражения - на игровых серверах целые армии сталкиваются между собой не на жизнь, а на смерть. Так что, дожидайтесь официальной локализации в России, проводимой компанией "Бука", запасайтесь выделенной линией и, вперёд - на поля будущих битв, где каждый сможет стать героем войны 1985 года: войны, к счастью, случившейся только на экранах мониторов и в недрах наших с вами компьютеров.

Вывод: пожалуй, об этой игре можно было бы рассказывать бесконечно - про управление целым взводом, механизированной бригадой или эскадрильей; про особенности боя в горах и в лесу; про тактику минной войны; о диверсионных операциях в глубоком тылу; о том, как проводить зачистки населённых пунктов и т.д. и т.п. Перечислять здесь всё нет смысла - слишком глобален мир OFP, слишком широкие возможности он предоставляет игроку; похоже, что даже сами авторы ещё не до конца разобрались во всех особенностях своего гениального детища - соответственно, тем интересней будет для вас знакомство с этой, не побоюсь этого слова, целой игровой вселенной, за короткое время, завоевавшей огромное количество поклонников во всём мире, среди которых находится и автор этих строк.

Обзор подготовил Old Nick



СЕТЕВЫЕ ИГРЫ

Сетевая миссия Ногвиль

Кабинет

Авторизация

РегистрацияЗабыли пароль?

Регистрация

Пароль не введён
Вы не бот?

Генерация пароля

Регистрация